. Полеимка Француа Блонделя, Клода Перо как отражения борьбы между «догматическим» и более свободным, творческим классицизмом. Их трактаты ( «Курсы архитектуры» Блонделя и «Ордер пяти видов колонн согласно методу древних» -Перро), трактаты Лорини, Лебрена, Давиля – свидетельство рационалистических тенденций в архитектурном творчестве.

Философия Канта и его суждения о природе архитектуры (Он утверждал, что наслаждение красотой свободно от всякого материального интереса); Булле и его сочинение «Архитектура. Опыт об искусстве». Развитие русской теоретической архитектурной мысли.

Трактаткодекс «Должность архитектурной экспедиции» (П. ) и его важнейшее значение для русского зодчества.

Баженовым Витрувия на русском языке (1789; 1790 -1793 гг. Федор Коржавин и его теоретические взгляды.

Труд Коржавина «Словарь Архитектонический» (1791 г. Теория архитектуры ее историческая обусловленность место в Теория архитектуры в России XIX – начала XX веков.

Взгляды на архитектуру русских философов и эстетиков.

Чернышевский «Эстетические отношения искусства к действительности» и его взгляды на природу архитектуры. Взгляды на архитектуру В.

Гоголя и других деятелей русской культуры. Теоретические позиции М. Свиязева; теория архитектуры на съездах архитекторов и в специальной печати. «История русского искусства» И.

Щусева и других авторов. Появление в России первых трудов по градостроительству (Межуев, Динаньский и др. Семенова «Благоустройство городов» и зарождение самостоятельной русской градостроительной науки.

Теория архитектуры, Занятие 4-7. Pptx Определение стиля как вдохновения, подчиненного законам разума.

Выступление против развивающегося эклектизма и требование от архитекторов учета новых условий формообразования. Книга Виоле ле Дюка о русском искусстве, отстаивание им самобытности русского зодчества. Концепция реставрации памятников архитектуры Виоле ле Дюка; ее достоинства и недостатки.

Развитие европейской охраны памятников и борьба идей в этой области. (Проспер Мериме и его деятельность по изучению и охране французской архитектуры). Противники сохранения наследия.

(Теория Готье и др. Огюст Шуази – ученик и последователь Виоле ле Дюка, - выдающийся представитель новых методов архитектурной науки.

Философы XIX века и их влияние на теорию архитектуры. «Эстетика» Гегеля – новые представления о природе и месте архитектуры в системе искусств. Гегель был убежден, что все те искусства , которые связаны с практикой и материальной пользой, в своем историческом развитии представляет собой низшую ступень.

И прежде всего он это относил к архитектуре. Поледователи ГЕГЕЛЯ НАСТАИВАЛИ НА ТОМ, ЧТО НЕ МАТЕРИАЛНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ СОЗДАЕТ архитектуру, а духовная. Польза по их мнению , является чем-то побочным и второстепенным). История теоретических учений об архитектуре XIX- начала XX вв В XIX веке Франция сохраняет свое ведущее положение в области архитектурной теории. Трактат Клода Никола Леду «Архитектура, рассмотренная в отношении Искусства, Нравов и Государственного устройства» (1804 г.

) и его теоретические взгляды на архитектуру городов

. Расширение объема и углубление исследований архитектуры прошлого; роль археологов Англии, Франции, Германии в изучении истории материальной культуры; появление ряда новых «Историй архитектуры» и их концепции. Катромер де Кенси и позиции защитников, теряющих свои позиции классицизма.

Теоретические взгляды Персье и Фонтена. Дискуссия, вызванная открытием Гитторфом полихромии греческих храмов. «Беседы об архитектуре» Виоле ле Дюка (Форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой). Теория архитектуры, ее историческая обусловленность, место в творческом процессе и соотношение с архитектурной практикой. История теоретических учений Лекция 4 Единство теории и практики-основа всякой целенаправленной деятельности.

Общая теория архитектуры как база для разработки направленности архитектурного творчества, решения важнейших вопросов архитектурной науки, как более высокий уровень познания зодчества. “Отвлеченность” общих теоретических положений не означает уход от практических задач Предметом общей теории архитектуры является выявление наиболее существенных закономерностей развития архитектурной практики и ее места в жизни общества; определение сущности и специфики архитектуры, ее важнейших проявлений и взаимосвязи в сфере духовной и материальной деятельности человека, формулирование направленности и задач архитектурного творчество, а так же ее природы. « 10 книг об архитектуре» открыт гумманистом Поджо Браччолини в библиотеке Галленского монастыря. Основные категории античной теории классофикации важнейших видов сооружений.

Основные вопросы градостроиельства и оборонительных сооружений. –Строительные материалы 3 кн.

–Построение ионических храмов 4 кн. - Дорические, коринфские, а также этрусские и круглые храмы.

- Общественные сооружения% Форумы, базилики, курии, театры, бани; 6 кн. - Частные дома и виллы 7 кн. - Отделочные работы: Устройство полов, штукатурные и лепные работы, стенопись, виды красок. - Вода питьевая и её свойства. - Прикладная астрономия, счет времени и устройство солнечных и водяных часов.

- Основы механики, подъемные механизмы. Приборы для измерения пройденного пути. Военно – осадные машины.

Теория архитектуры в эпоху Средневековья. Отношение к архитектуре как к «механическому искусству» , ремеслу; соблюдение «тайны цеховых приемов и правел» , отразившееся в почти в полном отсутствие прямых письменных источников по теоретическим проблемам архитектуры. Косвенные источники; Фома Аквинский, Ульрих Страсбургский.

Трактат Видело «Перспектив». Сочинения аббата монастыря Сен – Дени Сугеря, «Книга пропорции» Виллара и др. Теоретические воззрение эпохи Возрождения, «Десять книг о зодчестве» Л. Альберти как первый ренессансный трактат создан под влиянием труда Витрувия, но на новой социальной, мировоззренческой и практической основе. Триада Альберти и его стремление целостно рассмотреть современные ему вопросы архитектуры.

Проблема «идеальных городов» в эпоху Ренессанса. Трактат Антонио Аверлино (Филарете). Его особое внимание градостроительным вопросам.

Труды Лоренцо Гиберти, Флавио Блондо, Франческо ди Джорджо Мартини, Луки Паччиоли и др. «Правило пяти ордеров архитектуры» Винъолы, его влияние на практику. Теоретические концепции Себастияна Серлио при общей «прикладной» направленности его сочинения.

Андреа Палладио и его «Четыре книги об архитектуре». Влияние работы А. Палладио, приведшее к распространению палладианства.

Филибер Делорм и его попытка создать «французский ордер». «Идеи универсальной архитектуры» Винчецо Скамоцци – последний теоретический труд.

Теоретические учения об архитектуре в ХХ в. Апостол функционализма Мис ван дер Роэ- поэт стекла и металла: «Несмотря на углубление нашего миропонимания, мы не строим кафедральных соборов. Великие жести романтиков не значит для нас ничего, так как мы видим за ними пустоту форм.

Наше время не патетично, мы ценим не большой порыв, а здравый смысл и реализм… Если мы строим правдиво, церковь не выглядеть иначе, чем фабрика» ; Ле Корбюзье, его книги и его выдающаяся роль в теории и практике архитектуру XX века. Лучезарный дом в Марселе. Лучезарный город-вертикальные города-соды Выдающиеся архитекторы 20 века как пионеры современного дизайна – В.

Гропиус, Концепции Баухаза и архитектура 20 -х годов. В книге «современные движения в архитектуре Ч.

Дженкс обозначал проблему Вентури, заменившего афоризм Миса ван дер Роя: -меньше это больше, другим – «меньше – это скука» , т. игра слов: «Iess is more» и «Iess is bore».

Он активно строит новую концепцию противостоящую не только современной архитектуре, но и всей традиционной доктрине архитектуроцентризма, из которой выросло современное движение и пуповину с которой оно так и не смогло разорвать, невзирая на весь радикализм заявлений о разрыве с прошлым. Его создания нарочиты , как своего рода формально эстетические трюки. Иронически цитируя ординарные элементы, он тем самым как бы отстраняется от ординарности, и архитектура преврашается в действительно сложную, доступную лишь посвяшенным.

Он стремится возвратить архитектуре её высокое культурное достоинство, статус искусства. Книга «Сложность и противоречия в архитектуре» Чикаго, 1966 г. Он: «Мне нравится сложная и противоречивая архитектура, опирающаяся на все богатство и многозначность современного опыта.

Я скорее за богатство значения, чем за ясность значения; За неявную функцию так же, как и за явную функцию. Я предпочитаю и то и другое» Художеств. Музей в Сиэтле 1991, Музей детства в Хьюстоне 1992.

История теоретических учений. Архитектурные воззрение, сложившиеся на ранее этапах развития в период нерасчлененной формы зданий. Зарождение европейской науки об архитектуре в древней Греции.

Характеристика архитектурных воззрении в трудах Сократа(Прекрасно то что служит данной цели. Духовное неотделимо от материального), Платона, Геродота, Страбона, Плутарха, Ксенофонта, Гипподама и других. Теория архитектуры в деревням Риме.

Трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре» , его содержания, обобщающее значение для теоретических воззрений античности, позиций автора по основным проблемам. Трактат, как «Руководство к действию» на притяжении нескольких эпох и фундамент архитектурной науки. Джон Рескин и критика им «машинной цивилизации» в труде «Семь светочей архитектуры» и других сочинениях. Стремление возродить ремесленные традиции готического средневековья.

Негативное восприятие Рёскиным новых архитектурных тенденций, получивших яркое выражение в «Хрустальном дворце» Джон Пакстона. Дискуссия о возможности использования в современности готической архитектуры и «капитуляция» последнего оплота классицизма – французской Академии, сформулировавшей доктрину эклектики (1846 г. ); теоретики этого течения. Его формалистический метод понятий и роль в развитии исторической науки. Уильям Моррис: его социальные взгляды, сложившиеся под сильным влиянием К.

Маркса и теоретические концепции. Стремление уйти от подражательной архитектуры и механического рационализма в сферу гармонического и комплексного художественного творчества, охватывающего архитектуру, изобразительное и прикладное искусство. Камилло Зитте «Градостроительство на художественных основах».

Его проповедь учится на опыте прошлых веков, добиваясь красоты человеческих поселений и требование руководствоваться в композиции наличным природным, историческими и другими условиями. Теоретические концепции в области градостроительства Отто Вагнера, Эжена Энара, Эбенизера Хоуарда, Антонио Сант Элиа, Тони Гарнье и др

. Теоретики в борьбе за новую архитектуру. Лоос (Орнамент и преступление, 1908; - Для маленького ребенка и папуаса не существует морали. Папуас убивает своих врагов и их съедает, но он не преступник.

Современный же человек, убивающий и съедающий соседа, или преступник или дегенерат. Папуас украшает себя татуировкой, разрисовывает свою пирогу и весло, все, что попадает ему в руки. Он не преступник.

Современный человек с татуировкой – или преступник, или дегенерат. Во многих тюрьмах число татуированных достигает 80 процентов. Люди с татуировками, живущие на свободе, являются или потенциальными преступниками или аристократами-дегенератами… Современный человек, ощущающий потребность размалевывать стены- или преступник или дегенерат.

Огюст Перре (Если конструктивная основа недостойна того, чтобы быть выявленной, значит, архитектор плохо выполнил свою миссию). Салливен (Архитектурная форма может изменяться только тогда, когда меняется функция); Бруно Таут (То, что хорошо функционирует, так же хорошо выглядит.

Мы попросту не верим, чтобы что либо могло плохо выглядеть и в то же время хорошо функционировать);

  • Количество слайдов: 16 На небосводе современной архитектуры засверкали новые имена: Группа Асимптоте(США), Шигеру Бан (Япония), группа МВРДВ(Нидерланды), Андреас Хильд(Германия), Мануэль Готран (Франция) и лидеры профессии: Захи Хадад, Фрэнк о Гери, Альдо Росси, Норман Фостер, Рэм Колхас, Жан Нувель и др. Силой их мастерства створяется особый мир. Не всегда он в классическом понимании гармоничен, прозрачен – взвихряясь, устремляется мысль, контрасты сотрясают, рвут пространство, терзают, корежат форму.

    Как и современная жизнь, большая архитектура – трудна, но по своему прекрасна. Она не только говорящая – в том смысле, как трактуется тезис Леду, но эмоционально бездонна, интеллектуально значительна. Несомненно возвышенная, она охватывает и завладевает, возносит в измерения и горизонты культуры, которая не дежурное заклинание ( «замусолили» до отвращения), но всеохватная сфера человечности, все скрепляющая во взаимодействиях.

    Наша профессия – неотторжимая ее компонента

    . Духовное пространство творящего, культура личности и уровень архитектуры – сообщающиеся сосуды. оптимального размещения производительных сил, целенаправленной комплексной реконструкции городов и т. Новые закономерности, диктующие социальную направленность архитектурного творчества и находящие своё художественное выражение в образах городских и сельских населенных мест, а также отдельных зданий. Социология отношения сферы труда и досуга, социология семьи и организация быта, социальные аспекты образования, потребности культуры и т. Уничтожение противоположности и существующих различий между городом и деревней как ведущая тенденция в области развития социалистических систем и типа расселения. Социалистический реализм как творческий метод советской архитектуры.

    Основные этапы развития социалистической архитектуры и их закономерность. Едирство многообразия архитектурной практики стран социалистического содружества. Взаимоотношения социалистической и капиталистической архитектуры в свете ленинского учения о двух культурах.

    К теории архитектуры Казахстана.

    Надгробные сооружения киргизских степей Оренбург, 1911 г. Краткий исторический очерк киргизского края. Архитектура древнего периода 1959 г

    . Казахская юрта и ее убранство; Основоположники: Т. Архитектура Казахстана V 11 Х 11 вв.

    , «Орнамент Казахстана в архитектуре» , Памятники архитектуры в районе Сам и мн. Мендикулов - К характеристике архитектуры Казахстана Х 1 Х – начала ХХ веков, Архитектура города Алматы, Памятники архитектуры Западного Казахстана и мн. Глаудинов – Архитектура Советского Казахстана М. 1974, Архитектура Советского Казахстана М.

    1987 (с Сейдалиным М. ), История архитектуры Казахстана А

    .

    , Казахстан Архитектурасы 2012 (7 и 8 тома); Туякбаева Б. – Эпиграфический декор Мавзолея-Ханоки Х. Яссави А-А, 1989 и др. Археологи: Акишев К.

    Байпаков, Кадырбаев М.

    Архитекторы: Капанов А. , Доктора архитектуры: Космериди С.

    Теоретические основы архитектуры социалистического общества. Изменение в условиях социализма всей природы общественного бытия (труд, быт, отдых), формирование новых общественных отношений и образование социально-политического единства советского народа. Сложение нового стиля жизни трудящихся и проявление специфических требований архитектурнопространственной организации жизненной среды и состовляющих её элементов.

    Социалистическое общество как общество равных возможностей, програмно исходящее из представления всем гражданам хороших условий труда, единого жизненного уровня комфорта, бытовых услуг, условий для неограниченного воспроизводства личности. Право на труд, образование, отдых, охрану здоровья, право на жилище, на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, гарантированные Конституцией СССР, - факторы непосредственно влияюшие на развитие архитектуры. Реализация при социализме планомерного улучшения среды обитания, целесообразного преобразования системы расселения, Скачать презентацию Теория архитектуры ее историческая обусловленность место в Лекция 7.

    К теории архитектуры начала ХХ 1 века. Питер Эйзенман (США) заметил: что климат в сегодняшней архитектуре определяют примерно «два десятка горилл». Идет процесс подавление рационализма экспрессионизмом… Особый интерес привлекают новые имена и одновременно новые непредвиденные «повороты» в творчестве известных мастеров.

    Начала периода характеризуется техническими технологическим совершенствованием строительства и эксплуатации зданий и их комплексов, полистилизмом, широким спектором функционально -пространственных, стилевых и формально-композиционных поисков. За чертой остался деконструктивизм – венская группа Кооп Химмельблау, минимализм с восточной версией Тодао Андо западной-Петер Цумтор; Блесящий тандем Жака Херцога и Пьера де Мейрона, вышагнувших из «дорогой простоты минимализма» ; нет сдержанного Альваро Сиза и неизменно артистичного Ренцо Пиано; из круга неомодернизма выкючено романтическое направление – Портзампарк, Стивен Холл

    . Нет темпераментного Калатравы.